ОНФ: издателям печатных СМИ необходимо предложить новейшую модель поддержки

На Кубани средняя зарплата бюджетников составляет 21,7 тыс. рублей



Автопром просит льготных кредитов

Правительство может возобновить програмку льготного автокредитования, ежели реализации каров в первом квартале 2014 года будут понижаться, сказал вчера на совещании у Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович. Предшествующая программа госсубсидирования автокредитов, которая действовала с июля по декабрь 2013 года, по словам государя Дворковича, посодействовала поддержать автопроизводство в стране. До ее введения спад выпуска каров в 2013 году оценивался в 7-8%, но в итоге он составил только 1,8%. По словам государя Дворковича, за 6 месяцев было выдано около 260 тыс. льготных кредитов (другими словами в рамках программы было реализовано около 9% от всех проданных в России в 2013 году легковых каров), 80% из их - на покупку машин российской сборки.

Из каких источников будет финансироваться новенькая программа, и когда она может вступить в силу, пока не ясно. Представитель Аркадия Дворковича заявила «Ъ», что решение будет приниматься лишь опосля итогов продаж в первом квартале и консультаций с Минпромторгом. В министерстве пояснили «Ъ», что «окончательных решений о продолжении программы не принято и экономных ассигнований не предусмотрено».

Предыдущую програмку льготного автокредитования предлагалось продлить как минимум до апреля либо до конца 2014 года и реализовать около 489 тыс. машин.

В ее рамках можно было приобрести легковой кар либо LCV не дороже 750 тыс. руб. и начальном взносе более 15%. Правительство субсидировало банку, выдающему автокредит, часть процентной ставки (2/3 ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). Но правительство досрочно окончило програмку 31 декабря 2013 года, когда было продано на 15% больше каров, чем планировалось. На финансирование кредитов до 2016 года будет нужно около 8 миллиардов руб. В 2013 году портфель автокредитов вырос на 19% - до 970 миллиардов руб., по данным консалтинговой компании Frank Research Group, но размер кредитов с июля по декабрь оказался на 9% ниже из-за падения авторынка. Спад мог быть существеннее, отмечает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов, субсидирование отдало прирост продаж на 10-15%.

Источники «Ъ- на рынке говорили, что одна из главных обстоятельств завершения программы - «нехватка экономных средств». Они добавляли, что «деньги могут потребоваться и на остальные, наиболее адресные меры поддержки автопрома». Но «правительство в декабре вело консультации с участниками рынка и зарезервировало возможность ее продолжения», говорит один из собеседников «Ъ». В данном случае, отмечает иной источник, ее характеристики будут приблизительно таковыми же - около 250 тыс. машин, на что может потребоваться еще около 8 миллиардов руб. Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР; объединяет АвтоВАЗ, «Соллерс», группу ГАЗ и остальные компании) Игорь Коровкин сказал «Ъ», что организация «полностью поддерживает продление программы».

Источники «Ъ- посреди автодилеров тоже молвят, что наикрупнейшие игроки рынка «не раз заявляли о необходимости продления программы», но дилеры дают повысить наивысшую стоимость машин, которые участвуют в програмке, до 1 млн руб., потому что спрос сдвигается на наиболее дорогие авто. По данным «Автостата», по итогам 3-х кварталов 2013 года наибольший рост продаж (15,5%) показал ценовой спектр $25-35 тыс., находящийся за пределами программы, а реализации машин с ценой $15-20 тыс. и наименее $15 тыс. свалились на 7,4% и 19,7% соответственно. В ОАР, напротив, считают, что «поднимать порог стоимости каров, участвующих в програмке, не стоит». Источники «Ъ- отмечают, что «программа нацелена сначала на поддержку продаж АвтоВАЗа, "Соллерса" и группы ГАЗ, ежели же поднять планку, то это будет провоцировать наиболее дорогие бренды».

Повышение стоимости каров с 750 тыс. до 1 млн руб. повысит количество попадающих в програмку машин на 60%, считают в Raiffeisenbank. По словам исполнительного директора компании «Рольф-финанс- Виталия Павловского, опосля старта программы льготного автокредитования число каров, продаваемых в кредит, подросло с 40% до 50%. «Но дилерам эта программа выгодна и поэтому, что кредитный предел дозволяет покупателю взять наиболее богатую комплектацию, приобрести сервисный контракт и страховку, прибыль от реализации больше»,-- отмечает он. По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», «если программа возобновится, то эффект будет незначимый и рынок, вероятнее всего, будет на уровне 2013 года».

Егор Ъ-Попов, Роман Ъ-Кондратьев