Но специалисты считают, что в данном случае не в возрасте дело. Как сказал в ответе председатель комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Бекен Сейдахметов, не так давно был подготовлен проект приказа министра, который предугадывает ограничение на регистрацию самолетов, возраст которых превосходит 20 лет. Поправки вступят в силу с 1 июля 2014 года.
«Основанием для внедрения данного ограничения послужило предотвращение массового ввоза устаревших воздушных судов (ВС) в связи с обновлением парка ВС в остальных государствах либо в связи с введением ограничений на ввоз и/либо эксплуатацию устаревших ВС в остальных странах. Не считая того, обычно, по прошествии около 20 лет с момента начала эксплуатации прекращается создание воздушных судов определенного типа, и, соответственно, часто прекращается создание уникальных компонентов, что может привести к дилеммам в вопросцах поддержания летной годности воздушных судов. Также растет размер (а означает, и стоимость) работ по поддержанию летной годности», - объяснил Сейдахметов.
Южноамериканская Delta Airlines, у которой наиболее 720 самолетов, эксплуатирует несколько сотен самолетов «Боинг», которым больше 20 лет. Три кита европейской гражданской авиации - Air France, Lufthansa и KLM, не стесняясь, эксплуатируют воздушные суда MD-11, которым 20 лет, Airbus A320, Boeing-737 и Boeing-747, которым уже четверть века.
Меж тем флагман гражданской авиации Казахстана «Эйр Астана- в крайние три года активно пополняет собственный парк судами «в масле». SCAT тоже покупает машинки, но далековато не первой свежести. Тем более управление SCAT поддерживает нововведение Минтранскома, как сказала PR-служба авиакомпании в ответ на наш запрос. Но при всем этом уточнила: «В авиации нет понятия "новейший" либо "старенькый", "безопасный" либо "опасный" самолет. Есть понятие "самолет, годный к летной эксплуатации", а его годность зависит лишь от своевременного технического обслуживания и правильной эксплуатации».
А вот в авиакомпании «Бек Эйр- именуют нововведения транспортного ведомства незаконными. В компании констатируют: не возраст техники становится предпосылкой большинства катастроф, а несчастный человечий фактор (в 85 процентах случаев крушения лайнеров в мире за крайние 20 лет).
Глава Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир Куропатенко уверен, что у Минтранскома благие намерения: убрать рухлядь, чтоб обеспечить наивысшую сохранность. «Запрет ввоза самолетов старше 20 лет, мягко говоря, не тот подход, с которого нужно начинать наводить порядок, - считает Владимир Васильевич. - Самолеты не авто. У западной техники вообщем, на самом деле, нет ресурса. Спецы при проверке просто глядят на состояние самолета и молвят: "Вот этот блок воздушного судна еще может работать, а этот нужно заменить". Ежели самолет технически годен и ему выдают сертификат летной годности, он может делать полеты. По другому мы пойдем вразрез с заводами "Боинг", "Эйрбас" и т.д. А что касается сохранности... В этом контексте будут чрезвычайно показательны выводы официальной комиссии профессионалов о причинах крушения "старенького "Боинга" в аэропорту Казани".