Будущий YotaPhone станет кнопочным

Стройку космодрома "Восточный" востребует дополнительно 11,1 миллиардов руб



WSJ: Развитие за счет Китая обходится очень недешево

Африканские страны, власти которых дали телекоммуникационные контракты китайским подрядчикам, получили на выходе посредственную связь по завышенной стоимости, показало расследование The Wall Street Journal.

Газета исследовала контракты на стройку сотовых сетей в Эфиопии, обеспеченные льготным финансированием Экспортно-импортного банка Китая (Эксимбанка). Исходный договор объемом $1,5 миллиардов в 2006 г. выиграл китайский производитель сотового оборудования ZTE, договор на расширение сетей стоимостью $1,6 миллиардов в 2013 г. ZTE поделила с соперником - китайской же Huawei. Европейские производители - Ericsson и Alcatel-Lucent - не смогли конкурировать с китайцами по стоимости. Глобальный банк (ВБ), изучивший сделку, заключил, что власти Эфиопии при заключении контрактов нарушили собственные правила, запрещающие безальтернативные госзакупки, и призвал провести расследование. Расследование не выявило нарушений со стороны ZTE - местные чиновники поведали, что звали на тендер восемь компаний.

В ZTE и Huawei WSJ поведали, что знают о дилеммах с покрытием и качеством сотовой связи в Эфиопии, но связали их с запоздалым расширением сети и низкими эталонами техобслуживания эксплуатантом - Ethio Telecom. «Мы можем гарантировать качество оборудования, но не в наших силах контролировать электроснабжение сотовых вышек», - заявил управляющий ZTE по Эфиопии Жиа Чен. Он считает, что накладность сотовой инфраструктуры для Эфиопии оправдана льготными критериями погашения кредита - выплаты растянуты на 13 лет.

Но соавтор доклада ВБ по Эфиопии, директор английского Центра по борьбе с коррупцией в области инфраструктуры Нейл Стэнсбури, считает, что большие займы подобного рода кажутся льготными лишь на 1-ый взор. «В итоге - скажем, через 20 лет - выясняется, что, купив оборудование у другого производителя, пусть даже на худших критериях, вы бы чрезвычайно существенно сэкономили», - говорит эксперт.

WSJ припоминает, что «разворот- Эфиопии в сторону Китая начался при премьер-министре Мелесе Зенауи, скончавшемся в 2012 г. Экс-менеджеры муниципального сотового оператора ETC, предшественника Ethio Telecom, поведали газете, что в 2006 г. протестовали против монополии ZTE, но столкнулись с коррупционной поддержкой китайского производителя на муниципальном уровне. В 2008 г. ряду экс-менеджеров ETC предъявили обвинения в коррупции при закупках сотового оборудования Ericsson в 2005 г. Экс-руководитель компании Тесфэ Бирру до этого времени находится в заключении. Прошлый управляющий Ericsson в Эфиопии говорит, что каких-то злоупотреблений не было, пишет WSJ.

WSJ не отрицает, что распространение сотовой связи улучшает жизнь людей 90-миллионной Эфиопии и провоцирует экономику. Так, число абонентов подросло с 1 млн в 2005 г. до 12 млн в 2013 г. Но не исключено, что относительная накладность связи сдерживает развитие страны. Долг Ethio лишь по первому договору составляет 12% коммерческих наружных заимствований Эфиопии, и за 7 лет компания выплатила менее $300 млн, отмечает газета.

Китайский Эксимбанк и Банк развития с 1995 по 2012 гг. вложили в экономику африканских государств порядка $50 миллиардов, в основном в виде экспортных кредитов, в то время как подобные университеты США - только $12 миллиардов. Брутальное проникновение Китая сопровождается скандалами не только лишь в Эфиопии. Так, в прошедшем году Кения опосля антикоррупционного расследования отменила схожий на эфиопский договор с ZTE, заключенный на безальтернативной базе и с завышенной сметой, в 2011 г. - Уганда ($74 млн, Huawei), в 2007 г. - Филиппины ($330 млн, ZTE).